Rambler's Top100 Подводная лодка Щ-210. Тип "Щ" X серии

Щ-210

Тип «Щ» X серии




фотография:


Подводная лодка Щ-210

ПЛ Щ-210 типа «Щ» X серии у плавбазы «Нева». Второй слева - командир подлодки И.Л. Зельбст. Февраль 1942 года.
Фотография с сайта "Великая Отечественная под водой".




историческая справка:


1934 год 3 июня
Заложена в г.Николаев на заводе им. 61 коммунара (завод №200 НКОП);

1934 год 15 сентября
Получила обозначение Щ-210;

1936 год 13 марта
Спущена на воду. Подчинена 7-му ДнПЛ БрПЛ ЧФ;

1936 год ноябрь
Подчинена 14-му ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1936 год 31 декабря
Вступила в строй;

1937 год 9 марта
Вошла в состав Черноморского флота. Зачислена в состав 14-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1939 год апрель
Переформирована в состав 32-го ДнПЛ 3-й БрПЛ ЧФ;

1939 год 28 сентября
В г.Севастополь при подходе к пристани перископной мастерской слегка ударилась трубчатым обтекателем НГР п.б. о пирс. При ударе приваренный к обшивке корпуса в районе ЦГБ №1 п.б. конец легкого трубчатоко обтекателя в месте сварки вырвал часть обшивки цистерны, вызвав частичное заполнение ЦГБ №1 забортной водой;

1940 год 8 января
На переходе по маршруту Севастополь - Пицунда села на мель на рейде Анапы в дальности 14,7 кбт к весту от Анапского маяка. ПЛ смогла самостоятельно сняться с мели. Повреждений корпуса не получила;

1940 год 30 апреля
В подводном положении л/с не смог закрыть клапан осушения трюма ввиду его заедания. Через открытый клапан забортная вода попала в трюм 4-отсека и прошла в артиллерийскую выгородку. Разборкой клапана обнаружено попадание под клапан ветоши с намотанной на ней проволокой. Причина - небрежность рабочих завода №200 при сборке трубопровода при постройке ПЛ;

1940 год 6 мая
При нахождении в дозоре у Босфорского буя в подводном положении столкнулась левым бортом с Босфорским буем. В результате удара в 6-й отсек стала поступать забортная вода. По возвращению из похода ПЛ встала в аварийный ремонт;

1940 год 27 ноября
При подходе к ТЩ "Гарпун" для приема офицера штаба, в результате неправильных действий по управлению тральщиком, последний навалило на ПЛ, что привело к повреждению лопасти винта о КГР ПЛ;

1941 год февраль
Переформирована в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 11 - 19 июня
Принимала участие в маневрах флота;

1941 год 22 июня
К началу войны числиласъ в 1-й линии. Находилась в Севастополе. Входила в состав 3-го ДнПЛ 1-й БрПЛ ЧФ;

1941 год 8 - 16 июля
Боевой поход. В 04.45 8.7 вышла в дозор в район южнее м. Мсганом (позиция №8). Встреч с кораблями противника не имела. В 13.13 16.7 вернулась в Севастополь;

1941 год 26 - 27 июля
Перешла в Феодосию;

1941 год 4 - 24 августа
Боевой поход. В 07.18 4.8 вышла в район м. Шаблер - м. Калиакра (позиция №12). 6.8 прибыла на позицию. Встреч с кораблями противника не имела. 22.8 начала возвращение в базу и в 12.45 24.8 прибыла в Феодосию;

1941 год 3 - 4 октября
Перешла в Туапсе;

1941 год 8 - 26 октября
Боевой поход. В 17.55 8.10 вышла в район м. Зейтин-бурну (позиция №14). 10.10 на переходе перенаправлена на позицию №23 - район Бургаса). Утром 11.10 прибыла на позицию. Днем не смогла атаковать румынский МЗ "Дачия" из-за болыиой дистанции. Утром 18.10 в Бургасском заливе отказалась от атаки турецкого ТР. В 11.34 18.10 произвела торпедную атаку ОТР в районе м. Колкит (ТР 2000 т, атака=подв/пр/1, д=5 каб., через 45 сек услышан взрыв, через 8 мин ТР не наблюдался - торпеда взорвалась, не дойдя до германского ТН "Ле Прогресс"). 22 и 24.10 обнаружила болгарский ММ, от атаки которого командир отказался. Вечером 24.10 начала возвращение в базу и в 18.25 26.10 прибыла в Севастополь;

1941 год 29 - 30 октября
Перешла в Туапсе, где начала текущий ремонт;

1941 год 18 - 19 декабря
Перешла в Поти;

1942 год 16 января
Вступила в строй;

1942 год 29 января - 17 февраля
Боевой поход. В 12.03 29.1 вышла в район м. Куру-бурну (позиция №29). В 19.22 1.2 прибыла на позицию. 1-6.2 производила поиск экипажа самолета "Дуглас" в южной и восточной частях позиции. Вечером 7.2 в районе Бургаса обнаружила ТКА, от которого уклонилась погружением. В 19.30 14.2 начала возвращение в базу и в 11.35 17.2 прибыла в Туапсе;

1942 год март
Боевой поход. В 19.12 12.3 вышла в район м. Шаблер (позиция №35). В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. По плану должна была оставить позицию вечером 28.3, прибыть к подходной точке Туапсинской ВМБ утром 31.3. Погибла в результате подрыва на мине UМА румынского заграждения S-15, выставленного МЗ "Мурджеску". На ПЛ погибло 46 членов экипажа;

1983 год лето
Обнаружен остов в точке 43°33' с.ш./28°43' в.д. (в 4 милях восточнее м. Шаблер);

1991 год
Институтом океанологии Болгарии в районе мыса Шаблер был оосмотрен остов подводной лодки с помощью подводного буксируемого аппарата "Рельеф-4000". Эксперты определили что лодка принадлежит к типу "Щ" Х серии. Поскольку других лодок данного проекта в этом районе не затонуло, ПЛ можно идентифицировать как ПЛ "Щ-210". Корпус ПЛ имеет небольшую пробоину - по всей видимости, результат взрыва германской противолодочной мины UMA из заграждения S-15. Глубина на месте обнаружения лодки около 50 метров. Возвышение над грунтом 6,1 метра. Водолазы на "Щ-210" не опускались. На болгарских морских картах есть запретные точки 14, 15 и 16 для погружений, как утверждают аквалангисты из Софии, возможно это связано с местами гибели подводных лодок;

2005 год
Была осмотрена водолазами. На ПЛ была установлена мемориальная табличка.



дополнительная информация:


1. Список погибших в марте 1942 года.
2. Фотография остова ПЛ на дне.
3. Фотография мемориальной таблички на остове ПЛ.




командиры:


1. Клынин Н.Ф. (29.07.1936-08.02.1937)
2. Тамман В.Ф. (08.02.1937-02.11.1937)
3. Каткевич (Коткевич) С.А. (02.11.1937-22.11.1937)
4. Фокин М.И. (01.12.1938-18.03.1939 ИД, 19.03.1939-21.11.1940)
5. Михайлов Г.А. (21.11.1940-29.07.1941)
6. Зельбст И.Л. (25.09.1941-03.1942)



список источников:


1. Широкорад А.Б. "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945гг.", Харвест, Минск, 2002г.
2. Бережной С.С. "Корабли и суда ВМФ СССР 1928-1945гг.", Военное издательство, Москва, 1988г.
3. Платонов А.В. "Советские боевые корабли 1941-1945гг.", ч.3, Альманах "Цитадель", Санкт-Петербург, 1998г.
4. Дмитриев В.И. "Советское подводное кораблестроение", Военное издательство, Москва, 1990г.
5. Платонов А.В., Лурье В.М. "Командиры советских подводных лодок 1941-1945", Цитадель, Санкт-Петербург, 1999г.
6. Кулагин К.Л., Морозов М.Э. "Подводные лодки типа "Щ" Х и Х-бис серии", Морская коллекция, №4, 2002г.
7. Морозов М.Э. "Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.", ч.2, Стратегия КМ, 2003г.
8. Ковалев Э.А. "Короли подплава в море червоных валетов", Центрполиграф, Москва, Санкт-Петербург, 2006г.
9. Мужеников В.Б., Иващенко В.Н. "Аварии и катастрофы подводных лодок", ч.3, Галея Принт, Санкт-Петербург, 2009г.



Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2005-2019